Физическая культура с детьми ОВЗ в ДОУ
02.09.2021
Физическое
воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического
воспитания и развития детей происходит не только становление двигательной
сферы ребёнка, но и осуществляется формирование умственных способностей,
нравственно-эстетических чувств, развитие речи, закладываются основы
целенаправленной и организованной деятельности.
Целью физического воспитания с
детьми ОВЗ является создание целостной системы педагогического процесса,
обеспечивающего создание оптимальных условий для всестороннего полноценного
развития двигательных и психофизических способностей и укрепления здоровья,
учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников с ОВЗ, путём повышения
физиологической активности органов и систем детского организма; коррекция
двигательных нарушений; разработка и использование таких методов, приёмов и
средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского
организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым,
обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней
среды, в рамках реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС ДОУ.
Задачи физического развития и
физического воспитания детей с ОВЗ:
·
Формировать
у детей интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со
сверстниками;
·
Охранять
жизнь и укреплять здоровье детей;
·
Формировать
правильную осанку и содействовать профилактике плоскостопия;
·
Создавать
условия и формировать у детей потребность в разных видах двигательной
деятельности;
·
Развивать у
детей движения, двигательные качества, физическую и умственную
работоспособность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;
·
Тренировать
у детей сердечно сосудистую и дыхательную системы, закаливать организм;
·
Создавать
условия для эффективной профилактики простудных и инфекционных заболеваний;
·
Осуществлять
систему коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие
психических процессов и личностных качеств воспитанников, предупреждать
возникновение вторичных отклонений в психофизическом развитии ребёнка;
·
Учить детей
выполнять движения и действия по подражанию действиям взрослого;
·
Учить детей
выполнять действия по образцу и речевой инструкции;
·
Формировать
у детей игровые двигательные действия.
На занятиях
по физическому воспитанию решаем как общие, так и коррекционные задачи.
Средства физического воспитания:
1.
физические упражнения;
2.
коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
3.
спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;
4. наглядные
средства обучения.
Методы физического воспитания:
1)Метод
практических упражнений основан на двигательной деятельности воспитанников.
Чтобы совершенствовать у детей определённые умения и навыки, необходимо
многократное повторение изучаемых движений.
Учитывая
трудности в координации учебного материала, ребёнок с ОВЗ нуждается в особом
подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, которые вызывают доверие,
ощущение безопасности, комфортности и надёжной страховки.
Необходимо выделить следующие
направления использования метода практических упражнений:
• выполнение
упражнения по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя
их в целое;
• выполнение
движения в облегчённых условиях;
•
использование имитационных упражнений, подражательные упражнения;
•использование
страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребёнку при
выполнении движения;
•
использование изученного движения в сочетании с другими действиями;
• изменение
исходных положений для выполнения упражнения;
• изменение
внешних условий выполнения упражнений;
• изменение
в процессе выполнения упражнений таких характеристик как темп, ритм, скорость,
направление движения, амплитуда, траектория и т. д;
• изменение
эмоционального состояния.
2)Метод
дистанционного управления (относится к методу слова), он предполагает
управление действиями ребёнка на расстоянии посредством команд;
3)Метод
наглядности занимает особое место, наглядность является одной из специфических
особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с
предметами и действиями.
В занятия по
физическому воспитанию включаются физические упражнения, направленные на
развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазанье, ползание,
прыжки), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц
спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной
осанки, развитие равновесия.
Стратегия
организации физического воспитания базируется на физиологических механизмах
становления движений в процессе развития растущего детского организма. В ходе
утренней гимнастики и на занятиях в ДОУ предлагаем детям основные виды движений
в следующей последовательности: движения на растягивание в положении стоя/лежа;
метание, ползание и движения в положении низкого приседа, на коленях;
упражнения в вертикальном положении (ходьба, лазанье, бег) и подвижные игры. Также
проводится работа по развитию ручной и тонкой ручной моторики. В ходе образовательной
деятельности у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы,
переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движений
пальцами и кистями обеих рук. Подобные движения выполняются с речевым
сопровождением и опорой на зрительные и тактильные образы-представления.