Методика работы в ДОУ с детьми ОВЗ
30.08.2022
В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось
количество детей
с ограниченными возможностями здоровья. Для воспитанников с ОВЗ,
характерны различные нарушения в развитии: нарушение речи, опорно-двигательного
аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы,
с задержкой и комплексными нарушениями развития. Это дети с ослабленным здоровьем, они быстро
утомляются, устают, они раздражительны или наоборот апатичны. При выполнении
заданий у них возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается
поверхностное и неритмичное дыхание; проявляются нарушения общей моторики
особенно во время выполнения основных видов движения: лазания, прыжков,
метания. Таким детям свойственно неумение слушать, низкий уровень восприятия,
слабая концентрация внимания.
Таким образом, на занятиях
необходимо учитывать специфику психики и здоровья каждого ребёнка. Данные дети не имеют
серьезных противопоказаний против занятий физической культурой и спортом, но
требуют особый подход в работе с ними, в частности одним из важных условий
является индивидуальный подход.
От инструктора по физической культуре требуются знания основных дефектов, их
проявлений, сопутствующих заболеваний, медицинских показаний и противопоказаний
к тем или иным видам физических упражнений. Также необходимо учитывать
возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, так как
они развиваются медленнее. Данные знания необходимы педагогу для того, чтобы не
навредить здоровью, а также выявить потенциальные возможности ребенка,
определить оптимальный путь развития и коррекции. Для более эффективной работы
в данном направлении педагогу физической культуры необходимо постоянно
взаимодействовать с другими специалистами образовательного учреждения, а именно
с логопедом, психологом, воспитателями.
Специфика занятий физкультурой с детьми с ограниченными возможностями
здоровья заключается в том, что педагогические воздействия должны быть
направлены не только на коррекцию физического, но и психического здоровья.
Основными задачами на каждом занятии являются коррекция и профилактика осанки,
плоскостопия, ходьбы, бега и других естественных движений, активизация
вегетативных функций и укрепление мышечного корсета. Именно поэтому занятия с
данными детьми должны носить коррекционно-развивающую направленность.
На своих занятиях инструктор по физической культуре должен проводить
диагностику степени физического развития в начале и конце учебного года.
Благодаря результатам входной диагностики выявляются основные проблемы
развития, и создается образовательный маршрут. Таким образом, в работе
используется компенсаторный принцип воздействия, заключающийся в возмещении
недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет активного использования
сохранных функций.
Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают дефицит двигательной
и эмоциональной активности, поэтому на занятиях физкультурой необходимо большое
разнообразие двигательной деятельности.
Занятия физкультурой для детей с ограниченными возможностями здоровья
является одной из эффективных форм их социализации, а также коррекции нарушений
их развития.
В содержание работы с детьми ОВЗ входят:
Уменьшение физической нагрузки в процессе НОД;
Адаптирование сложных для выполнения упражнений, на более легкие;
Исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям;
Формирование правильного отношения к физической культуре, к себе и к
своему здоровью;
Наблюдение за состоянием ребенка во время НОД инструктором по физкультуре,
медицинской сестрой, воспитателем группы;
Мотивация на улучшение результатов (похвала, близость с ребенком во время
объяснения задания);
Дополнительная релаксация во время НОД;
Дифференцированный подход к участию в соревнованиях;
Оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;
Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.
У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной
активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень
работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных
форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств
повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе инструктора
по физической культуре.