Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детского сада № 472
Описание образовательной программы
Федеральная образовательная программа
дошкольного образования
Содержание образования должно
содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами
независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной
принадлежности, формированию и развитию личности ребенка в соответствии с
принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями.
Федеральная
образовательная программа дошкольного образования – нормативный документ,
позволяющий реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня
образования:
- Воспитание
и развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской
Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на
доступном его возрасту содержании доступными средствами.
- Создание
единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО),
ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и
социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего
поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи,
большой и малой Родины.
- Создание
единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения
детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего
ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные
условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
Федеральная образовательная программа
дошкольного образования (далее – Федеральная программа) определяет единые для
Российской Федерации (далее – РФ) базовые объем и содержание ДО, осваиваемые
обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее
– Организации), и планируемые результаты освоения образовательной программы.
Федеральная программа разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования.
Цель
ФОП ДО
•
разностороннее развитие в период дошкольного детства с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского
народа (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству, и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России, исторических и национально-культурных традиций
Задачи
ФОП ДО
•
Обеспечить единые для России содержание дошкольного образования планируемые
результаты освоения образовательной программы
•
Приобщать детей в соответствии с возрастными особенностями к базовым ценностям
российского народа, создание условий для формирования ценностного отношения к
окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления
ценностей;
•
Выстраивать, структурировать содержание образовательной деятельности на основе
учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей
•
Создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного
возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей
•
Обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия
•
Обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка,
его инициативности, самостоятельности и ответственности
•
Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семье и повышение компетентности
родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления
здоровья детей, обеспечения их безопасности
•
Обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ
начального общего образования
Принципы
ФОП ДО
•
Ребенок – участник образовательных отношений, который полноценно проживает все
этапы детства.
•
Педагоги должны:
•
выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка
•
обеспечивать сотрудничество родителей и детей, совершеннолетних членов семьи,
которые принимают участие в их воспитании
•
поддерживать инициативу детей в различных видах деятельности
•
приобщать их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
•
формировать познавательные интересы и познавательные действия в различных видах
деятельности
•
учитывать этнокультурную ситуацию развития детей
•
обеспечивать возрастную адекватность дошкольного образования, когда условия,
требования, методы соответствуют возрасту и особенностям развития детей
•
организовывать сотрудничество ДОО с семьей
Планируемые
результаты
Характеристики
возможных достижений ребенка* даны детально
•
В младенческом возрасте – к одному году
•
В раннем возрасте – к трем годам
•
В дошкольном возрасте: к четырем годам, пяти годам, шести годам
•
К концу дошкольного возраста – на этапе завершения освоения
-
Неправомерность требования от детей дошкольного возраста конкретных
образовательных достижений, понимание планируемых результатов реализации ФОП
как характеристик возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах и к
моменту завершения ДО;
-
Обозначенные в ФОП возможные достижения детей «к году», «к трем годам» и т. д.
имеют условный характер, что предполагает широкий возрастной диапазон для
достижения ребенком планируемых результатов;
-
Планируемые результаты в младенческом, раннем, дошкольном возрасте (к 4-м, к 5-
ти, к 6-ти годам) и к моменту завершения освоения ФОП представлены, дополнены и
конкретизированы, с учетом цели и задач дошкольного образования;
Педагогическая
диагностика достижения планируемых результатов
•
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов ФОП ДО направлена
на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений,
склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и
сверстниками
•
Цели педагогической диагностики, а также особенности ее проведения (основные
формы, методы) определяются ФГОС ДО (п. 3.2.3 и п. 4.6).
Периодичность
проведения диагностики, способ и форма фиксации результатов определяется ДОО. В
ФОП уточнена оптимальная периодичность – дважды в года (стартовая, с учетом
адаптационно периода, и заключительная на этапе освоения содержания программы
возрастной группой). Присутствуют уточнения об основном методе (наблюдении,
других малоформализованных методах и методиках педагогической диагностики, а
также об индикаторах оценки наблюдаемых фактов