Проект "Наставник" в ДОУ
01.09.2022
Современная система дошкольного образования характеризуется постоянным повышением его качества, она требует максимальной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. При этом большое внимание уделяется poли профессиональной компетентности педагогов. Становление педагога как профессионала состоит из целого ряда этапов, важнейшими из которых являются приобретение личностнo-профессиональных качеств и социально-профессиональной устойчивости в первые годы работы в дошкольном образовательном учреждении. Требования к личности и содержанию профессиональной деятельности начинающего педагога предполагают наличие y него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. Сегодня обществу требуется не просто воспитатель, a педагог по дошкольному образованию, который способен обеспечить не только воспитание и обучение ребенка, нo и главное — развитие его личности. Изменения, происходящие с личностью в процессе подготовки, овладения профессиональной деятельностью и ee самостоятельного осуществления, приводят к становлению личности как профессионала.
На современном этапе система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Молодые специалисты, поступающие в дошкольные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, освоению ими новых педагогических технологий.
Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситуации, а просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же высокого и безупречного профессионализма.
В нашем образовательном учреждении мы выделили три категории педагогов, которым наставник может оказать помощь
1. Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.
2. Начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы.
3. Опытные педагоги
Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой молодой, начинающий или опытный педагог практически осваивает персональные приёмы под непосредственным руководством педагога-наставника.
В опыте работы нашего учреждения используется как традиционная модель наставничества, так и реверсивная (профессионал младшего возраста становится наставником опытного педагога по вопросам новых тенденций, технологий и т.д.)
Модель управленческой деятельности МАДОУ детский сад № 472
05.09.2022
В МАДОУ реализуется эффективная модель управления, способствующая созданию условий для единства единоначалия и коллегиальности, для сочетания централизации и децентрализации управления, формированию демократической возможности участия каждого члена коллектива в управлении через реализацию творческих инициатив и инноваций на основе метода проектного управления (самоуправление, делегирование полномочий) созданию открытой системы управления через включение в нее родителей (законных представителей) воспитанников как равноправных субъектов образовательных отношений.
Для оптимизации управленческой деятельности мы используем метод проектного управления, предполагающий разработку и реализацию актуальных для детского сада проектов разной направленности: образовательных, социальных, управленческих, ресурсных и т.п.
Эффективность функционирования модели управления обеспечивается за счет: матричной структуры управления ДОУ, опирающейся на принцип «распределенного лидерства», повышающего возможности горизонтальной и вертикальной ротации сотрудников детского сада (гибкость управления), делегирования полномочий, самоуправления на основе инициатив.
В управленческой деятельности руководителя ДОУ большое внимание уделяется вопросам развития профессиональной компетентности педагогического коллектива. Важная роль в повышении квалификации педагогов отводится наставничеству.
Цель наставничества – организовать постоянный профессиональный диалог, направленный на создание условий для погружения молодого специалиста в позитивную профессиональную среду, эффективного освоения и принятия корпоративной культуры и профессиональных технологий.
В роли наставляемого могут быть различные категории работников:
- молодой специалист, имеющий небольшой опыт работы (от 0 до 3 лет), испытывающий трудности в организации образовательного процесса, взаимодействии с воспитанниками, родителями, другими педагогами или администрацией;
- специалист, ранее не работавший в данном ДОУ, адаптирующийся на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации;
- педагогический работник, выполняющий новые должностные обязанности
- педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости, имеющий профессиональные (компетентностные) дефициты.
Наставник – это опытный педагог, реализующий различные варианты взаимодействия, в зависимости от потребностей наставляемого, ресурсов наставника, особенностей образовательной организации.
Например, наставник может выступать в роли консультанта, который создает комфортные условия для анализа профессиональной ситуации, оказывает психоэмоциональную поддержку, помогает с организацией образовательного процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем.
Взаимодействие «опытный педагог - молодой специалист» направлено на организацию профессиональной поддержки молодого специалиста, в результате которой развиваются необходимые профессиональные навыки, оказывается методическая поддержка по конкретному направлению. Возможен вариант наставничества, при котором молодой педагог помогает освоить цифровые навыки, информационно-коммуникационные технологии педагогам старшего поколения.
Обязательным условием формирования наставнической диады является психологическая и личностная совместимость, поэтому ведущим является принцип добровольности, желания работать совместно.
Этапы наставничества
1. Адаптационный, в ходе которого происходит знакомство, совместное определение цели и задач, составление плана работы. Устанавливаются доверительные отношения, формируется продуктивное общение в наставнической диаде.
2. На формирующем этапе осуществляется совместная деятельность по реализации разработанного плана. На этом этапе наставник может осуществлять собственно адаптационную работу, в ходе профессиональной коммуникации передавать методические секреты, оказывать психологическую поддержку, профессиональное сопровождение, мотивировать коллегу к саморазвитию и самообразованию.
3. Контрольно-оценочный этап включает действия по анализу и оценке достигнутых результатов, мониторингу компетентности наставляемого и определению перспектив профессионального роста.
В результате реализации данной модели в МАДОУ создана система наставничества, способствующая повышению профессиональной компетентности педагогов.
17.01.2023

Подготовила: Швецова Елена Александровна, I кв. категория
Просмотров всего: , сегодня:
22.12.2022

Подготовила: Соломахина Влада Александровна
Просмотров всего: , сегодня:
21.12.2022

Подготовила: Селиванова Регина Сергеевна, б/к
Просмотров всего: , сегодня:
21.12.2022

Подготовила: Курмашева Лариса Александровна,I кв.к.
Просмотров всего: , сегодня:
22.11.2022

Подготовила: Жукова Оксана Сергеевна, I кв.к.
Просмотров всего: , сегодня:
15.11.2022

Подготовила: Фаизова Светлана Уилдановна
Просмотров всего: , сегодня: