Скандинавская ходьба в ДОУ
30.11.2021
«Скандинавская ходьба как средство
физического развития
и укрепления здоровья воспитанников ДОУ».
В последнее время появляется
много видов спорта, которые можно адаптировать к дошкольникам, чтобы привлечь
их к занятиям физической культурой.
Оздоровительная ходьба, ходьба
с палками, или северная ходьба, скандинавская ходьба, финская ходьба
(англ. Nordic Walking) – это вид ходьбы на свежем воздухе с использованием
специальных палок, похожих на лыжные, имеет финские корни. С давних пор профессиональные
лыжники искали способы поддержания спортивной формы в летнее время. Летом они
много тренировались, занимаясь только энергичной ходьбой и бегом по
пересечённой местности с простыми лыжными палками.
Данная техника ходьбы очень
полезна, проста и увлекательна, при таких прогулках работают 600 мышц тела
человека, что составляет 90% всей мышечной системы. Расход энергии увеличивается
на 40–45% по сравнению с обычной быстрой ходьбой без палок.
Также несомненное её
достоинство – это аэробная нагрузка. Скандинавская ходьба считается самым
простым и доступным средством к оздоровлению организма, улучшению физической
формы.
Все это в большей степени
относится к взрослым людям. А чем полезна скандинавская ходьба для детей?
Известно, что ходьба полезна и
взрослым, и детям. Скандинавская ходьба с палками помогает улучшить
интенсивность кровообращения. Головной мозг снабжается кровью, и как следствие
повышается умственная активность. Детям приходится много сидеть во время
учебных занятий, а ходьба с палками прекрасно стимулирует улучшение кровообращения
в органах малого таза. Малоподвижность не очень хорошо влияет и на состояние
позвоночника ребенка. Скандинавская ходьба и в этом отношении имеет ряд плюсов.
Благодаря дополнительным опорам во время прогулок, нагрузка на позвоночник
становится меньше. Как и во время сна, позвонки получают некоторый отдых, в
результате чего скелет самопроизвольно вытягивается. Скандинавская ходьба
является вполне реальным средством борьбы с начинающимся сколиозом у детей.
При регулярной ходьбе с палками
сама собой изменяется походка ребенка, регулируется его дыхание, выправляется
осанка, снижается нагрузка на суставы.
Благодаря особому распределению
нагрузок повышается выносливость наших ребят и увеличивается длительность их
тренировки, ходьба держит в тонусе мышцы верхних и нижних конечностей наших
воспитанников одновременно.
Скандинавская ходьба – оздоровительное занятие для любого
возраста детей, сезона и любой местности. Зимой и летом, в городе и на природе,
в компании или в одиночестве – достаточно взять палки в руки, сделать первый
шаг – и ты уже идешь к здоровью.
Основные
задачи использования скандинавской ходьбы для дошкольников:
1. Укрепление здоровья, коррекции недостатков физического
развития, повышение функциональных возможностей организма, профилактика заболеваний
и увеличения двигательной активности.
2. Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы,
выносливости, скоростно-силовых и координационных.
3. Воспитание привычки вести здоровый образ жизни,
организация активного отдыха и досуга.
4.
Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе
физического воспитания.
Теория и
практика физической культуры и спорта определяет ряд принципиальных положений,
соблюдение которых гарантирует нам успехи в занятиях физическими упражнениями и
ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.
Основываясь на
них, проводится скандинавская ходьба с детьми.
Ходьба с
воспитанниками проводится 2 раза в неделю с каждой подгруппой, начиная со
старшего возраста. Принцип сознательности направлен на воспитание у
воспитанников глубокого понимания роли и значения проводимых самостоятельных
занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма.
Чтобы
начать занятия скандинавской ходьбой, в первую очередь необходимо подобрать детям удобные палки
нужной длины. Для начала решили использовать обыкновенные детские лыжные палки.
Длину вычислили по росту каждого ребенка – палки должны быть короче роста
ребенка на 25 см. Например, воспитаннику ростом 120 см подобрали палки длиной
95 см. Особое внимание уделяется безопасности, поэтому совместно с родителями
закупили палки, изготовленные из прочного нетоксичного материала, с пластиковым
штырем на конце.
Занятия по
скандинавской ходьбе начинают проводить с детьми старшей группы, когда ребята
полностью овладели навыками самообслуживания. Наиболее предпочтительное время
для начала занятий – осенний период.
Особенность
проведения ходьбы в холодный период года состоит в повышении двигательной
активности воспитанников с целью сохранения теплового баланса. Для этого
используются как фронтальные, так и групповые методы организации.
Занятия
начинают с разминки рук и ног, а также несколько упражнений на разогрев мышц
туловища. Например, поставить детям ногу на носок, затем на пятку, выполнить
перекаты с носка на пятку, затем вращательные движения коленями в полуприсяде.
Предлагается детям выполнить различные прыжки с опорой на палки и несколько
взмахов руками в стороны и вверх-вниз. Наклоны и вращательные движения туловищем.
После чего напоминаются детям правила ходьбы (идти, ставя ноги с перекатом с
пятки на носок, спину держать ровно, смотреть вперед, не спешить, спокойно
дышать). Затем дети приступают непосредственно к выполнению ходьбы.
В зимний период года занятия скандинавской
ходьбой проводятся при температуре воздуха – 15–18°С. При температуре воздуха
ниже –18°С продолжительность занятий сокращается до 15–20 мин. Ходьбу проводим
в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности дети уходят в
помещение детского сада.
При занятиях
скандинавской ходьбой необходимо изменять темп ходьбы детей, чтобы
предотвратить утомление воспитанников.
Первыми
признаками утомления ребенка при скандинавской ходьбе, как и при любом другом занятии
физической культурой, являются притупление внимания, неправильное выполнение
инструкций.
Ребенок быстро
растет за счет роста конечностей. Это вызывает резкое изменение рычагов
двигательного аппарата и обеспечивает функциональную перестройку двигательного
анализатора. Изменяются и пропорции тела ребенка, что ведет к изменению
величины шага, – он становится больше.
У ребенка к
семи годам значительно развивается мышечная сила стопы. Под влиянием физических
упражнений повышается ее гибкость. В связи с этим ребенок в состоянии дать
большую амплитуду движений.
Количественные
и качественные показатели движений свидетельствуют о том, что двигательные
возможности воспитанника значительно развиваются. Дети освобождаются от ряда
лишних движений; сами движения становятся более экономными, а тело –
относительно более послушным, ловким, способным выполнять точные координации.
Совершенствуется функция равновесия – одна из основных задач формирования
двигательных навыков. А благодаря этому ребята приобретают умение при потере
равновесия создавать новую опору, выдвигая ногу в сторону падения –
совершенствуется «мышечное чувство».
Благодаря
систематическим занятиям, у детей появился рациональный наклон тела, а
соотношение углов наклона приблизилось к взрослой норме. Ходьба с палками
способствует развитию правильной координации: движения стали ритмичнее,
экономнее, стабилизировался темп, дети, овладевая правильным двигательным
навыком, начали передвигаться быстрее. Перекрестная работа рук и ног помогла
развитию динамического равновесия и сформировала умение переносить вес тела с
одной ноги на другую, делать своевременно толчковые усилия с помощью
постоянного перераспределения мышечного тонуса.
Основное в
методике обучения детей 5–7 лет – образование условных рефлексов, связанных с
ощущением лыжных палок.
На первом
этапе у
воспитанников движения рук и ног были несогласованные; чаще всего движения рук
отстают от движений ног, происходил одновременный взмах двумя руками и палками,
вынос палок вперед происходил за 3–5 шагов. Палки не помогали в ходьбе (нет толчка
палками), а чаще всего использовались как средство удержания равновесия.
На втором
этапе еще нет полной
синхронности движений рук и ног ребенка, но уже заметны некоторые толчковые
усилия палками. Частично снимается мышечная напряженность.
На третьем
этапе движения рук и
ног более согласованны, ритмичны, начинают совпадать во времени, палки уже
выполняют свою основную функцию – отталкивание.
Мотивацией
обучения скандинавской ходьбе у воспитанников явилось стремление научиться
быстро и правильно ходить. Эта цель требует мышечного усилия, умения
анализировать и контролировать свои действия. Характер движений в этот период
довольно легко осознается ребенком, что дает ему возможность оценить технику
передвижения, подметить неточности нордического хода у своих товарищей и у
себя.
В
подготовительный период с детьми проводится ряд упражнений: прыжки на двух
ногах с продвижением вперед; прыжки в длину с места; ходьба на носках, на
наружных краях стоп с движением рук; ходьба по рейке гимнастической скамьи. Во
время прогулок на участке детского сада с детьми проводятся различные игры и
упражнения, способствующие выработке координации движений: пройти под палку,
перешагнуть гимнастическую палку, пробежать, не задевая поставленные прутья,
флажки, палки.
Для развития
«чувства палок» и чувства равновесия в каждое занятие вводили боковые шаги,
подпрыгивания с опорой на палки.
При
систематическом обучении в детском саду дети к концу сезона овладели правильным
навыком перекрестной работы рук и ног в ходьбе с палками.
С
воспитанниками мы участвовали во Всероссийском дистанционном спортивном
конкурсе «Спортивная осень», где получили грамоту.
Обучение
технике скандинавской ходьбы ориентировано только на детей. Родителям и
педагогам для повышения компетентности по вопросам оздоровления и воспитания
детей предоставляется информация о скандинавской ходьбе в виде консультаций и
мастер-классов. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в
работе дошкольного учреждения, ведь в дошкольном детстве закладывается
фундамент здоровья ребенка, формируются основные движения, осанка,
приобретаются базовые физические качества, без которых не возможен здоровый
образ жизни.
Литература
1. Палагнюк В.Г. Финская ходьба с палками: Метод рекомендации.
– СПб, 2012.
2. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Здоровье легким шагом.
– СПб, 2013.
3. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Советы известного
тренера. – СПб, 2015.
4. Сайкина
Е.Г., Фирилева Ж.Е. Фитнес-данс. – СПб, 2010.