Скандинавская ходьба в ДОУ

30.11.2021

«Скандинавская ходьба как средство физического развития

и укрепления здоровья воспитанников ДОУ».

 

В последнее время появляется много видов спорта, которые можно адаптировать к дошкольникам, чтобы привлечь их к занятиям физической культурой.

Оздоровительная ходьба, ходьба с палками, или северная ходьба, скандинавская ходьба, финская ходьба (англ. Nordic Walking) – это вид ходьбы на свежем воздухе с использованием специальных палок, похожих на лыжные, имеет финские корни. С давних пор профессиональные лыжники искали способы поддержания спортивной формы в летнее время. Летом они много тренировались, занимаясь только энергичной ходьбой и бегом по пересечённой местности с простыми лыжными палками.

Данная техника ходьбы очень полезна, проста и увлекательна, при таких прогулках работают 600 мышц тела человека, что составляет 90% всей мышечной системы. Расход энергии увеличивается на 40–45% по сравнению с обычной быстрой ходьбой без палок.

Также несомненное её достоинство – это аэробная нагрузка. Скандинавская ходьба считается самым простым и доступным средством к оздоровлению организма, улучшению физической формы.

Все это в большей степени относится к взрослым людям. А чем полезна скандинавская ходьба для детей?

Известно, что ходьба полезна и взрослым, и детям. Скандинавская ходьба с палками помогает улучшить интенсивность кровообращения. Головной мозг снабжается кровью, и как следствие повышается умственная активность. Детям приходится много сидеть во время учебных занятий, а ходьба с палками прекрасно стимулирует улучшение кровообращения в органах малого таза. Малоподвижность не очень хорошо влияет и на состояние позвоночника ребенка. Скандинавская ходьба и в этом отношении имеет ряд плюсов. Благодаря дополнительным опорам во время прогулок, нагрузка на позвоночник становится меньше. Как и во время сна, позвонки получают некоторый отдых, в результате чего скелет самопроизвольно вытягивается. Скандинавская ходьба является вполне реальным средством борьбы с начинающимся сколиозом у детей.

При регулярной ходьбе с палками сама собой изменяется походка ребенка, регулируется его дыхание, выправляется осанка, снижается нагрузка на суставы.

Благодаря особому распределению нагрузок повышается выносливость наших ребят и увеличивается длительность их тренировки, ходьба держит в тонусе мышцы верхних и нижних конечностей наших воспитанников одновременно.  

 

Скандинавская ходьба – оздоровительное занятие для любого возраста детей, сезона и любой местности. Зимой и летом, в городе и на природе, в компании или в одиночестве – достаточно взять палки в руки, сделать первый шаг – и ты уже идешь к здоровью.

Основные задачи использования скандинавской ходьбы для дошкольников:

1. Укрепление здоровья, коррекции недостатков физического развития, повышение функциональных возможностей организма, профилактика заболеваний и увеличения двигательной активности.

2. Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных.

3. Воспитание привычки вести здоровый образ жизни, организация активного отдыха и досуга.

4. Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания.

 

Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует нам успехи в занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.

Основываясь на них, проводится скандинавская ходьба с детьми.

Ходьба с воспитанниками проводится 2 раза в неделю с каждой подгруппой, начиная со старшего возраста. Принцип сознательности направлен на воспитание у воспитанников глубокого понимания роли и значения проводимых самостоятельных занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма.

Чтобы начать занятия скандинавской ходьбой, в первую очередь необходимо подобрать детям удобные палки нужной длины. Для начала решили использовать обыкновенные детские лыжные палки. Длину вычислили по росту каждого ребенка – палки должны быть короче роста ребенка на 25 см. Например, воспитаннику ростом 120 см подобрали палки длиной 95 см. Особое внимание уделяется безопасности, поэтому совместно с родителями закупили палки, изготовленные из прочного нетоксичного материала, с пластиковым штырем на конце.

Занятия по скандинавской ходьбе начинают проводить с детьми старшей группы, когда ребята полностью овладели навыками самообслуживания. Наиболее предпочтительное время для начала занятий – осенний период.

Особенность проведения ходьбы в холодный период года состоит в повышении двигательной активности воспитанников с целью сохранения теплового баланса. Для этого используются как фронтальные, так и групповые методы организации. Хочу такой сайт

Занятия начинают с разминки рук и ног, а также несколько упражнений на разогрев мышц туловища. Например, поставить детям ногу на носок, затем на пятку, выполнить перекаты с носка на пятку, затем вращательные движения коленями в полуприсяде. Предлагается детям выполнить различные прыжки с опорой на палки и несколько взмахов руками в стороны и вверх-вниз. Наклоны и вращательные движения туловищем. После чего напоминаются детям правила ходьбы (идти, ставя ноги с перекатом с пятки на носок, спину держать ровно, смотреть вперед, не спешить, спокойно дышать). Затем дети приступают непосредственно к выполнению ходьбы.

 В зимний период года занятия скандинавской ходьбой проводятся при температуре воздуха – 15–18°С. При температуре воздуха ниже –18°С продолжительность занятий сокращается до 15–20 мин. Ходьбу проводим в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности дети уходят в помещение детского сада.

При занятиях скандинавской ходьбой необходимо изменять темп ходьбы детей, чтобы предотвратить утомление воспитанников.

Первыми признаками утомления ребенка при скандинавской ходьбе, как и при любом другом занятии физической культурой, являются притупление внимания, неправильное выполнение инструкций.

Ребенок быстро растет за счет роста конечностей. Это вызывает резкое изменение рычагов двигательного аппарата и обеспечивает функциональную перестройку двигательного анализатора. Изменяются и пропорции тела ребенка, что ведет к изменению величины шага, – он становится больше.

У ребенка к семи годам значительно развивается мышечная сила стопы. Под влиянием физических упражнений повышается ее гибкость. В связи с этим ребенок в состоянии дать большую амплитуду движений.

Количественные и качественные показатели движений свидетельствуют о том, что двигательные возможности воспитанника значительно развиваются. Дети освобождаются от ряда лишних движений; сами движения становятся более экономными, а тело – относительно более послушным, ловким, способным выполнять точные координации. Совершенствуется функция равновесия – одна из основных задач формирования двигательных навыков. А благодаря этому ребята приобретают умение при потере равновесия создавать новую опору, выдвигая ногу в сторону падения – совершенствуется «мышечное чувство».

Благодаря систематическим занятиям, у детей появился рациональный наклон тела, а соотношение углов наклона приблизилось к взрослой норме. Ходьба с палками способствует развитию правильной координации: движения стали ритмичнее, экономнее, стабилизировался темп, дети, овладевая правильным двигательным навыком, начали передвигаться быстрее. Перекрестная работа рук и ног помогла развитию динамического равновесия и сформировала умение переносить вес тела с одной ноги на другую, делать своевременно толчковые усилия с помощью постоянного перераспределения мышечного тонуса.

Основное в методике обучения детей 5–7 лет – образование условных рефлексов, связанных с ощущением лыжных палок.

На первом этапе у воспитанников движения рук и ног были несогласованные; чаще всего движения рук отстают от движений ног, происходил одновременный взмах двумя руками и палками, вынос палок вперед происходил за 3–5 шагов. Палки не помогали в ходьбе (нет толчка палками), а чаще всего использовались как средство удержания равновесия.

На втором этапе еще нет полной синхронности движений рук и ног ребенка, но уже заметны некоторые толчковые усилия палками. Частично снимается мышечная напряженность.

На третьем этапе движения рук и ног более согласованны, ритмичны, начинают совпадать во времени, палки уже выполняют свою основную функцию – отталкивание.

Мотивацией обучения скандинавской ходьбе у воспитанников явилось стремление научиться быстро и правильно ходить. Эта цель требует мышечного усилия, умения анализировать и контролировать свои действия. Характер движений в этот период довольно легко осознается ребенком, что дает ему возможность оценить технику передвижения, подметить неточности нордического хода у своих товарищей и у себя.

В подготовительный период с детьми проводится ряд упражнений: прыжки на двух ногах с продвижением вперед; прыжки в длину с места; ходьба на носках, на наружных краях стоп с движением рук; ходьба по рейке гимнастической скамьи. Во время прогулок на участке детского сада с детьми проводятся различные игры и упражнения, способствующие выработке координации движений: пройти под палку, перешагнуть гимнастическую палку, пробежать, не задевая поставленные прутья, флажки, палки.

Для развития «чувства палок» и чувства равновесия в каждое занятие вводили боковые шаги, подпрыгивания с опорой на палки.

При систематическом обучении в детском саду дети к концу сезона овладели правильным навыком перекрестной работы рук и ног в ходьбе с палками.

С воспитанниками мы участвовали во Всероссийском дистанционном спортивном конкурсе «Спортивная осень», где получили грамоту.

Обучение технике скандинавской ходьбы ориентировано только на детей. Родителям и педагогам для повышения компетентности по вопросам оздоровления и воспитания детей предоставляется информация о скандинавской ходьбе в виде консультаций и мастер-классов. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе дошкольного учреждения, ведь в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, формируются основные движения, осанка, приобретаются базовые физические качества, без которых не возможен здоровый образ жизни.

 

Литература

1. Палагнюк В.Г. Финская ходьба с палками: Метод рекомендации. – СПб, 2012.

2. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Здоровье легким шагом. – СПб, 2013.

3. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Советы известного тренера. – СПб, 2015.

4. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Фитнес-данс. – СПб, 2010.

   
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».