Развивающая предметная среда дома
19.10.2025
Развивающая предметная среда дома (рекомендации для родителей)
19.10.2025
Семьи живут в различных жилищно-бытовых условиях и
поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка дома.
Хорошо, если есть отдельная детская. А если нет? Как же создать в семье
развивающую среду, т.е. такую обстановку, в которой бы ребенок более активно и
быстрее познавал окружающий мир. Во всем его взаимодействии и лишь при
небольшом косвенном руководстве взрослых?
Ну-ка зеркальце скажи…
Очень важно организовать детское зеркало, если есть
возможность, трельяж. Важно потому, что, как утверждают психологи, люди любят
свое собственное отражение, а дети дошкольного возраста особенно. А с помощью
трельяжа ребенок может и должен увидеть себя сбоку, т.е. в профиль. Это, если
хотите, своего рода адаптация внешнего вида к самому себе. На полочке рядом
хорошо бы поместить маленькое зеркальце с ручкой. Оно поможет малышу увидеть
себя сзади. Кроме того, на полочке мы рекомендуем расположить расчески и набор
детской косметики. В данном случае набор расчесок и косметики определяется
полом ребенка. При наличии таких условий у ребенка, несомненно, начнет
формироваться культура своего внешнего вида и известные качества
самообслуживания и самостоятельности.
Мешочек добрых дел
В наш стремительный век самое главное заложить семена
доброты. Сейчас же добрые чувства у дошкольников становятся всё более
дефицитными. Мы рекомендуем использовать идею замечательного выдающегося
педагога современности Ш. А. Амонашвили и организовать «мешочек добрых дел».
Положим рядом с мешочком коробку, в которой будут лежать мелкие предметы:
камешки, ракушки, бусинки и пр. За каждое доброе дело в мешочек помещается
мелкий предмет. Итоги любовно подводятся в субботу или в воскресенье, т.е.
еженедельно. Главное – вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать
ребенка, пожать ему руку в субботу, когда вместе подсчитаете, что в мешочке у
вашего ребенка целых 6 камешков.
Детская лаборатория – это серьёзно
Ребенок сам по себе исследователь. Очень часто он ломает
игрушки, разбирает куклу, пытаясь изучить предмет, попавший к нему в руки. И
почти всегда при этом получает замечание от взрослых, которое, как правило,
остается без положительных последствий. Проще и полезнее создать элементарную
детскую лабораторию, т.е. собрать в ящике или на специальной полочке нужные для
детского исследования предметы: магниты, уже не работающие телефоны, бинокли,
увеличительные стекла, микрофоны, диктофоны, термометры, микровесы,
микрокалькуляторы, компасы (а может быть папы ещё что-нибудь добавят исходя из
интересов своего ребенка). Организуя эту лабораторию, необходимо в обязательном
порядке, постепенно вводить новые предметы.
Столярничаем и вышиваем
В зависимости от пола ребенка в квартире продумывается
уголок будущей мастерицы или уголок умелых мужских рук.
Шкаф
находок
В этот шкаф ребенок дошкольник, а лучше, если это будут
делать все члены семьи, приносит всё необычное, что находится в окружающем мире
и может быть интересным для описания, сравнения, развития наблюдательности. Это
может быть коряга, красивый листочек, фантик, камешек. Разговоры вокруг находок
могут повестись в этот же день, а могут быть отложены на выходные. Важно только
для поддержания интереса дать детям план-задачу, к примеру:
·
Чем тебе нравится этот
камешек?
·
На что или кого он похож?
·
Давай вместе придумаем
историю этого камешка?
·
Давай придумаем для него
имя?
·
У кого будет самое
интересное название, получает поощрение («обнимашки», конфету, книжку, новую
находку ит.п.)
Уголок ребусов,
шарад, головоломок
Хотим ли мы умного ребенка? На этот вопрос все ответят
положительно, но, во-первых, мы не всегда делаем всё от нас зависящее, а
во-вторых, мы действительно заняты.
И если речь идёт об уме ребенка, его сообразительности,
гибкости, быстроте реакции – значит – вы, уважаемые взрослые, согласитесь
организовать уголок шарад, ребусов, головоломок.
Основные критерии отбора заключаются в следующем: крайне
важно, чтобы картинка не требовала только констатации факта, например,
нарисован лес, дети собирают грибы и ягоды (хотя нужны и такие картинки, для
составления описательных рассказов). Любая наглядность в этом плане, должна
заставлять думать по принципу «учись играя». Это могут быть сюжетные лабиринты
типа «как собачке добраться до будке», ребусы типа кроссворда, завуалированные
рисунки, цифры, буквы.
Книжка в вашем
доме
Можно было бы опустить разговор о них, если бы мы с вами
на этапе дошкольного возраста в полной мере выполняли основную задачу развития
интереса к книге, вначале рассматриванию иллюстраций, слушанию содержания, а
затем к чтению. И параллельно способствовали бережному отношению ко всем
книжкам, не только к детским.
Мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к
организации и подбору книг дома. До 3-х – 4-х лет детей должны окружать
книжки-картинки типа раскладушек с преобладанием иллюстраций и короткого
содержания («Курочка Ряба», «Сорока- ворона» и т.п.). После 3-х лет важно
придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно
находиться 3-5 книжек с яркими картинками и доступным для этого возраста
сюжетом. Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Три
медведя» и т.д. Хорошо бы через 2-3 недели обновлять книжный репертуар, вводя
по одной книжечке, причем с сюрпризом или поощрением (« Сегодня тебе кошка
принесла очень интересную книгу – «Кошкин дом» или « Мы с бабушкой решили
подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережёшь книжки»)
Очень хорошо дать название своей библиотеке и постепенно
её накапливать.
Моя
родословная
Детям нравится своё отображение. Значит на виду, в
детской (при её наличии) хорошо бы на подставочке иметь меняющиеся собственные
фотографии. Ещё лучше – когда ребенок постоянно может увидеть перед собой
семейную фотографию (папа, мама, я). Наедине с фотографией открывается
возможность общения с родителями – ещё раз улыбнуться им, в то же время, играя,
посмотреть на всех вместе со стороны – как это чудесно. Но ещё лучше, когда
рядом фотографии из вашей родословной. Очень важно найти пусть скромное, но достаточное
место для семейных фотографий, пусть в альбоме, главное под рукой. А ещё лучше
в открытом, видном месте.
Важность
детских плечиков.
Где хранить детскую одежду на каждый день? Всё хранится в
шкафу, а то, что носится сегодня, - на стульях. Хорошо, когда ребенок имеет
свой стульчик и вешает одежду туда.
Но лучший вариант – приобрести детские плечики.
Количество таких плечиков сообразуется с количеством одежды.
Именно в дошкольном возрасте формируется, или ужу потом
будет формироваться с большим трудом (разве что в армии) привычка аккуратно
складывать свою одежду.
Звучит музыка.
Зачастую в доме звучит такая музыка, которую любят сами
родители. Давайте, в связи с этим обратимся к авторитетным исследованиям.
Из всех искусств особенно музыка развивает правое
полушарие головного мозга, т.е. образное мышление. Стоит ли удивляться, что
дети, обучающиеся музыке быстрее осваивают иностранные языки, что память у них
лучше и запоминают они больше? Это с одной стороны. А с другой? Доктор
медицинских наук Ю.Змоновский утверждает, что классическая музыка в тихом
звучании способствует засыпанию ребенка, легкому, радостному пробуждению, в
целом успокаивает нервную систему. Значит на ряду с детским репертуаром хорошо
бы иметь записи классической музыки.
Уголок
потерянных вещей
Он важен для воспитания собранности. Чтобы не было у нас
Маш-растеряш, если кто увидит, что вещь лежит не на месте – сразу же несет её в
этот уголочек. Он будет назиданием для каждого члена семьи.
Наверное, многие из
родителей скажут: « Где найти место для этих уголков?» На что мы хотим сразу же
ответить: «Было бы желание – место найдется и в маленькой квартире. Не верите? Проверьте."