Развивающая предметная среда дома

19.10.2025

Развивающая предметная среда дома (рекомендации для родителей)

19.10.2025


Семьи живут в различных жилищно-бытовых условиях и поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка дома. Хорошо, если есть отдельная детская. А если нет? Как же создать в семье развивающую среду, т.е. такую обстановку, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окружающий мир. Во всем его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых?

 

 Ну-ка зеркальце скажи…

Очень важно организовать детское зеркало, если есть возможность, трельяж. Важно потому, что, как утверждают психологи, люди любят свое собственное отражение, а дети дошкольного возраста особенно. А с помощью трельяжа ребенок может и должен увидеть себя сбоку, т.е. в профиль. Это, если хотите, своего рода адаптация внешнего вида к самому себе. На полочке рядом хорошо бы поместить маленькое зеркальце с ручкой. Оно поможет малышу увидеть себя сзади. Кроме того, на полочке мы рекомендуем расположить расчески и набор детской косметики. В данном случае набор расчесок и косметики определяется полом ребенка. При наличии таких условий у ребенка, несомненно, начнет формироваться культура своего внешнего вида и известные качества самообслуживания и самостоятельности.

 

 Мешочек добрых дел

В наш стремительный век самое главное заложить семена доброты. Сейчас же добрые чувства у дошкольников становятся всё более дефицитными. Мы рекомендуем использовать идею замечательного выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвили и организовать «мешочек добрых дел». Положим рядом с мешочком коробку, в которой будут лежать мелкие предметы: камешки, ракушки, бусинки и пр. За каждое доброе дело в мешочек помещается мелкий предмет. Итоги любовно подводятся в субботу или в воскресенье, т.е. еженедельно. Главное – вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку в субботу, когда вместе подсчитаете, что в мешочке у вашего ребенка целых 6 камешков.

 

 Детская лаборатория – это серьёзно

Ребенок сам по себе исследователь. Очень часто он ломает игрушки, разбирает куклу, пытаясь изучить предмет, попавший к нему в руки. И почти всегда при этом получает замечание от взрослых, которое, как правило, остается без положительных последствий. Проще и полезнее создать элементарную детскую лабораторию, т.е. собрать в ящике или на специальной полочке нужные для детского исследования предметы: магниты, уже не работающие телефоны, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, диктофоны, термометры, микровесы, микрокалькуляторы, компасы (а может быть папы ещё что-нибудь добавят исходя из интересов своего ребенка). Организуя эту лабораторию, необходимо в обязательном порядке, постепенно вводить новые предметы.

 

 Столярничаем и вышиваем

В зависимости от пола ребенка в квартире продумывается уголок будущей мастерицы или уголок умелых мужских рук.

 

 Шкаф находок

В этот шкаф ребенок дошкольник, а лучше, если это будут делать все члены семьи, приносит всё необычное, что находится в окружающем мире и может быть интересным для описания, сравнения, развития наблюдательности. Это может быть коряга, красивый листочек, фантик, камешек. Разговоры вокруг находок могут повестись в этот же день, а могут быть отложены на выходные. Важно только для поддержания интереса дать детям план-задачу, к примеру:

·                   Чем тебе нравится этот камешек?

·                   На что или кого он похож?

·                   Давай вместе придумаем историю этого камешка?

·                   Давай придумаем для него имя?

·                   У кого будет самое интересное название, получает поощрение («обнимашки», конфету, книжку, новую находку ит.п.)

 

 Уголок ребусов, шарад, головоломокХочу такой сайт

Хотим ли мы умного ребенка? На этот вопрос все ответят положительно, но, во-первых, мы не всегда делаем всё от нас зависящее, а во-вторых, мы действительно заняты.

И если речь идёт об уме ребенка, его сообразительности, гибкости, быстроте реакции – значит – вы, уважаемые взрослые, согласитесь организовать уголок шарад, ребусов, головоломок.

Основные критерии отбора заключаются в следующем: крайне важно, чтобы картинка не требовала только констатации факта, например, нарисован лес, дети собирают грибы и ягоды (хотя нужны и такие картинки, для составления описательных рассказов). Любая наглядность в этом плане, должна заставлять думать по принципу «учись играя». Это могут быть сюжетные лабиринты типа «как собачке добраться до будке», ребусы типа кроссворда, завуалированные рисунки, цифры, буквы.

 

Книжка в вашем доме

Можно было бы опустить разговор о них, если бы мы с вами на этапе дошкольного возраста в полной мере выполняли основную задачу развития интереса к книге, вначале рассматриванию иллюстраций, слушанию содержания, а затем к чтению. И параллельно способствовали бережному отношению ко всем книжкам, не только к детским.

Мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. До 3-х – 4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек с преобладанием иллюстраций и короткого содержания («Курочка Ряба», «Сорока- ворона» и т.п.). После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться 3-5 книжек с яркими картинками и доступным для этого возраста сюжетом. Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Три медведя» и т.д. Хорошо бы через 2-3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной книжечке, причем с сюрпризом или поощрением (« Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книгу – «Кошкин дом» или « Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережёшь книжки»)

Очень хорошо дать название своей библиотеке и постепенно её накапливать.

 

Моя родословная

Детям нравится своё отображение. Значит на виду, в детской (при её наличии) хорошо бы на подставочке иметь меняющиеся собственные фотографии. Ещё лучше – когда ребенок постоянно может увидеть перед собой семейную фотографию (папа, мама, я). Наедине с фотографией открывается возможность общения с родителями – ещё раз улыбнуться им, в то же время, играя, посмотреть на всех вместе со стороны – как это чудесно. Но ещё лучше, когда рядом фотографии из вашей родословной. Очень важно найти пусть скромное, но достаточное место для семейных фотографий, пусть в альбоме, главное под рукой. А ещё лучше в открытом, видном месте.

 

Важность детских плечиков.

Где хранить детскую одежду на каждый день? Всё хранится в шкафу, а то, что носится сегодня, - на стульях. Хорошо, когда ребенок имеет свой стульчик и вешает одежду туда.

Но лучший вариант – приобрести детские плечики. Количество таких плечиков сообразуется с количеством одежды.

Именно в дошкольном возрасте формируется, или ужу потом будет формироваться с большим трудом (разве что в армии) привычка аккуратно складывать свою одежду.

 

Звучит музыка.

Зачастую в доме звучит такая музыка, которую любят сами родители. Давайте, в связи с этим обратимся к авторитетным исследованиям.

Из всех искусств особенно музыка развивает правое полушарие головного мозга, т.е. образное мышление. Стоит ли удивляться, что дети, обучающиеся музыке быстрее осваивают иностранные языки, что память у них лучше и запоминают они больше? Это с одной стороны. А с другой? Доктор медицинских наук Ю.Змоновский утверждает, что классическая музыка в тихом звучании способствует засыпанию ребенка, легкому, радостному пробуждению, в целом успокаивает нервную систему. Значит на ряду с детским репертуаром хорошо бы иметь записи классической музыки.

 

Уголок потерянных вещей

Он важен для воспитания собранности. Чтобы не было у нас Маш-растеряш, если кто увидит, что вещь лежит не на месте – сразу же несет её в этот уголочек. Он будет назиданием для каждого члена семьи.

 

Наверное, многие из родителей скажут: « Где найти место для этих уголков?» На что мы хотим сразу же ответить: «Было бы желание – место найдется и в маленькой квартире. Не верите?  Проверьте."

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».