Страничка педагога-психолога Клепининой Ольги Владимировны
20.09.2019
1.
ФИО Клепинина
Ольга Владимировна
Сведения об образовании и повышении квалификации (какое ОУ окончил и когда, специальность, квалификация, звание, ученая степень и т.д.)
НОУ ВПО "Московский институт
экономики, политики и права" г. Москва, бакалавр психологии, 2014 г.
Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения на эту должность: педагога-психолога, дата назначения на должность
04.10.2021 г
2022 год |
ООО
"Международный центр образования и социально-гуманитарных
исследований" |
"Проектирование и реализация
индивидуально-дифференцированной коррекции работы с детьми дошкольного
возраста, имеющие задержку психического развития", 16 часов |
2022
год |
ООО
"Международный центр образования и социально-гуманитарных
исследований" |
"Песочная терапия как метод психологической
коррекции, направленный на активизацию жизненных ресурсов организма", 72
часа |
Что делает педагог - психолог в детском саду?
20.08.2024
Всем родителям хорошо известно, что должны делать
для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом
перечне еще и детский психолог? А если нужен, то, чем детский психолог
отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром,
ни с неврологом, ни с любым другим врачом — это не медицинская специальность.
Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием
внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами.
Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста ребенка.
Детский психолог — специалист, который помогает
взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними самими. Психолог
работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную
диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе
общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою
проблему, понять ее причины и найти решение.
Деятельность психолога ДОУ направлена
непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие
участники воспитательного процесса — педагоги и родители, которые участвуют в решении
проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком
и оказывает поддержку.
Проблемы, не входящие в профессиональную
компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком
и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу,
социальным службам и т.п.)
Родители, дети которых проходят психологическую
диагностику, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям.
Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов — это
конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам
психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или
письменной) форме при индивидуальной беседе.
Поступая в ДОУ родители (законные представители)
подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют
право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом
случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу
или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.
Цель работы психолога в ДОУ — сохранение и укрепление психологического здоровья
детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание
своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических
проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
- Выявление причин нарушений эмоционально — личностного и познавательного
развития детей посредством диагностического обследования;
- Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация
индивидуальных коррекционно — развивающих программ
- Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не
будет грамотно педагогически и психологически проработана
- Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших
в трудные жизненные ситуации;
- Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка
к школе, отслеживание динамики развития
- Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения
и социализации;
- Оказание консультативной помощи родителям и педагогам
- Повышение психолого — педагогической культуры и компетенции взрослых,
участвующих в воспитании ребенка.
Деятельность педагога — психолога ДОУ
осуществляется в следующих направлениях:
1. Психологическая диагностика
2. Коррекционно-развивающая работа
3. Психологическое просвещение и профилактика
4. Консультирование
Деятельность педагога — психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно — образовательного процесса:
1.
Оказание психологической помощи
детям:
- Психологическая диагностика
- Коррекционно — развивающая работа
- Психологическое сопровождение ребенка
2.
Сотрудничество с родителями в решении
психологических проблем детей:
- Консультирование по проблемам развития
- Информирование по итогам
психологической диагностики и коррекционно — развивающей работы
- Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей
3.
Сотрудничество с педагогами и другими
специалистами в решении психологических проблем воспитанников:
- Консультирование и информирование педагогов по психологическим
вопросам воспитания и развития;
- Психологическое просвещение
- Взаимодействие с другими специалистами
4.
Консультирование администрации
по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам
Что же делает психолог в ДОУ?
Что делает педагог — психолог? |
|
группа раннего развития (I младшая) (2 — 3 года) |
|
II младшая группа (3 — 4 года) |
|
средняя группа (4 — 5 лет) |
|
старшая группа (5 — 6 лет) |
|
подготовительная к школе группа (6 — 7 лет) |
|
Психологическая диагностика в работе психолога
ДОУ
Психологическая диагностика проводится, прежде
всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их
разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность
собственной деятельности (консультирования, коррекционно - развивающей работы,
сопровождения и т.д.).
Психодиагностика в учреждении осуществляется по
следующим направлениям:
- Познавательная сфера
- Регуляторно - волевая сфера
- Эмоционально – личностная сфера
- Коммуникативная сфера
Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется посредством ежедневного наблюдения в течение 2-3 месяцев.
На каждого ребенка заполняется бланк адаптации, ведение которого
осуществляется совместно с воспитателем группы и медсестрой. Параметрами
наблюдения являются: эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, участие в
игровой и совместной деятельности, частота заболеваний и др. Итог
наблюдения адаптации детей к ДОУ отражается в аналитической справке. На
протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются
причины проблемной адаптации и стратегия оказания помощи.
В младшем дошкольном возрасте психологическая диагностика проводится в одном из двух вариантах:
- психологическое обследование детей 3 – 4 лет (2-я младшая группа)
проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии и разработке
соответствующих рекомендаций педагогам и родителям. Диагностика проводится
индивидуально по запросу педагогов и родителей.
- психологическое обследование детей 4 - 5 лет (средняя группа) в рамках
работы ПМПК с целью определения детей, нуждающихся в группе компенсирующей
направленности задержки психического развития. Диагностика проводится
индивидуально по запросу логопедов, педагогов и родителей.
Диагностика в подготовительных к школе группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к
школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам
скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику,
позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию
оказания развивающей помощи. Итоги диагностики отражаются в групповом
заключении (в обобщённой форме).
В конце учебного года проводится скрининг –
обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью
прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются
в аналитической справке ДОУ и школьных картах детей.
Психологическая диагностика проводится также и по
индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности
включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную
диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении.
Коррекционно-развивающая работа психолога в ДОУ
Адресатом психологической помощи является
ребенок.
Психологическая помощь организуется:
- на основании рекомендаций ПМПК.
- по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей;
Коррекционно – развивающая работа проводится в
форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах).
Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и
ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.
Основные методы коррекционно – развивающих
воздействий:
- Игровая терапия
- Арт-терапия
- Куклотерапия
- Песочная терапия
- Психогимнастика
- Элементы нейропсихологической коррекции
- Релаксационные упражнения
- Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности
- Упражнения для развития познавательных процессов
Психологическое просвещение и профилактика
Основной целью психологического просвещения и
профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом
развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической
культуры педагогов и родителей.
С этой целью подбирается необходимая актуальная
стендовая информация, организовываются тематические встречи с родителями и
выступления на родительских собраниях, разрабатываются конкретные рекомендации
родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности.
Психологическое просвещение осуществляется
следующим образом:
- стендовая информация об индивидуальных различияхи возрастных
особенностях детей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о
возрастных кризисах и т.д.
- памятки для родителей о возрастных особенностях детей и другой
тематики
- беседы и лекции с педагогами с демонстрацией эффективных методов и
приемов работы с детьми и родителями
- сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических
процессов и коррекции поведения детей.
- выступления на родительских собраниях
Консультативная деятельность психолога ДОУ
Консультативная помощь оказывается родителям и
педагогам в индивидуальной форме.
Консультации психолога организуются в ДОУ
следующими способами:
- по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием
удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения
оптимальных путей ее решения,
- по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам
воспитания и развития детей,
- по личным обращениям сотрудников учреждения, а также для
отреагирования актуального эмоционального состояния
- активная консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в
период адаптации детей к условиям ДОУ
Итогом психологического консультирования
становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной
для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые
направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Для родителей
рекомендации оформляются памяткой.