Данный раздел создан в целях приведения Общеобразовательной программы МАДОУ детского сада № 472 в соответствие с Федеральной образовательной программой
дошкольного образования, в соответствии с Федеральным законом от 24.09.2022 № 371ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской
Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской
Федерации"»
Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый
процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования,
подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.
Федеральная образовательная программа (далее – ФОП) позволяет реализовать несколько
основополагающих функций дошкольного уровня образования (п.2):
— обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской
Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на
соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
— создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее — ДО),
ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и
социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего
поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой
Родины;
— создание единого федерального образовательного пространства воспитания и
обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию,
обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные,
качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
ФГОС ДО и ФОП являются основой для самостоятельной разработки и утверждения
дошкольной образовательной организацией образовательных программ дошкольного
образования (далее — Программа), обязательная часть которых должна
соответствовать ФОП и оформляется в виде ссылки на нее.
ФОП определяет объем обязательной части этих Программ в соответствии с ФГОС ДО —
не менее 60% от общего объема программы.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, — не более 40% и может
быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том
числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность;
сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм
организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям
и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом.
Содержание и планируемые результаты разрабатываемых в ДОО Программ должны быть
не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП (п.4).
ФОП включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят
федеральная рабочая программа воспитания, примерный режим и распорядок дня
дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы и иные
компоненты (п.5).
ФОП включает три раздела — целевой, содержательный и организационный.
В целевом разделе представлены: цели, задачи, принципы ее формирования; планируемые
результаты освоения ФОП в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на
этапе завершения освоения ФОП; подходы к педагогической диагностике достижения
планируемых результатов (п.7).
Содержательный раздел включает задачи и содержание образовательной деятельности по
каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое
развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств
реализации ФОП, предусматривает приобщение детей к российским традиционным
духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и
нормам поведения в российском обществе (п.8).
Организационный раздел включает описание психолого-педагогических и кадровых
условий реализации ФОП; организации развивающей предметно-пространственной среды
(далее — РППС) в ДОО; материально-техническое обеспечение Программы, представлены
примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, федеральный календарный
план воспитательной работы (п.9).
Вся программа ориентирована на «разностороннее развитие ребенка в период дошкольного
детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных
традиций» — так обозначено в пояснительной записке.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
Содержание
образования
должно
содействовать
взаимопониманию
и
сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной,
этнической, религиозной и социальной принадлежности, формированию и развитию
личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными
и социокультурными ценностями.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования – нормативный
документ, позволяющий реализовать несколько основополагающих функций дошкольного
уровня образования:
1. Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской
Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на
доступном его возрасту содержании доступными средствами.
2. Создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО),
ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и
социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего
поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой
и малой Родины.
3. Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и
обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего
ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия
ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее –
Федеральная программа) определяет единые для Российской Федерации (далее – РФ)
базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность (далее – Организации), и планируемые
результаты освоения образовательной программы. Федеральная программа разработана в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования.
Цель ФОП ДО
• разностороннее развитие в период дошкольного детства с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского
народа (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству, и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России,
исторических и национально-культурных традиций
Задачи ФОП ДО
• Обеспечить единые для России содержание дошкольного образования планируемые
результаты освоения образовательной программы
• Приобщать детей в соответствии с возрастными особенностями к базовым ценностям
российского народа, создание условий для формирования ценностного отношения к
окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления
ценностей;
• Выстраивать, структурировать содержание образовательной деятельности на основе учета
возрастных и индивидуальных особенностей развития детей
• Создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста
с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
• Обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия
• Обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности
• Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семье и повышение компетентности
родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья
детей, обеспечения их безопасности
• Обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого
и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального
общего образования
Принципы ФОП ДО
• Ребенок – участник образовательных отношений, который полноценно проживает все
этапы детства.
• Педагоги должны:
• выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка
• обеспечивать сотрудничество родителей и детей, совершеннолетних членов семьи,
которые принимают участие в их воспитании
• поддерживать инициативу детей в различных видах деятельности
• приобщать их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
• формировать познавательные интересы и познавательные действия в различных видах
деятельности
• учитывать этнокультурную ситуацию развития детей
• обеспечивать возрастную адекватность дошкольного образования, когда условия,
требования, методы соответствуют возрасту и особенностям развития детей
• организовывать сотрудничество ДОО с семьей
Планируемые результаты
Характеристики возможных достижений ребенка* даны детально
• В младенческом возрасте – к одному году
• В раннем возрасте – к трем годам
• В дошкольном возрасте: к четырем годам, пяти годам, шести годам
• К концу дошкольного возраста – на этапе завершения освоения
- Неправомерность требования от детей дошкольного возраста конкретных
образовательных достижений, понимание планируемых результатов реализации ФОП как
характеристик возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах и к моменту
завершения ДО;
- Обозначенные в ФОП возможные достижения детей «к году», «к трем годам» и т. д. имеют
условный характер, что предполагает широкий возрастной диапазон для достижения
ребенком планируемых результатов;
- Планируемые результаты в младенческом, раннем, дошкольном возрасте (к 4-м, к 5- ти, к
6-ти годам) и к моменту завершения освоения ФОП представлены, дополнены и
конкретизированы, с учетом цели и задач дошкольного образования;
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
• Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов ФОП ДО направлена
на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей,
личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками
• Цели педагогической диагностики, а также особенности ее проведения (основные формы,
методы) определяются ФГОС ДО (п. 3.2.3 и п. 4.6).
Периодичность проведения диагностики, способ и форма фиксации результатов
определяется ДОО. В ФОП уточнена оптимальная периодичность – дважды в года
(стартовая, с учетом адаптационно периода, и заключительная на этапе освоения
содержания программы возрастной группой). Присутствуют уточнения об основном методе
(наблюдении, других малоформализованных методах и методиках педагогической
диагностики, а также об индикаторах оценки наблюдаемых фактов